Рубрику «Вопрос -Ответ» ведет лично

Лейла Мукашева
Специалист по развитию продуктивных интеллектуальных способностей
Учредитель и руководитель Монтессори-центра «Жулдыз»
врач-педиатр
Сертифицированный монтессори педагог
Педседатель Казахстанской Ассоциации Монтессори
Мама 3-х детей

Все вопросы и ответы Вы можете прочитать тут 

Если  у Вас появились свои вопросы, просим Вам пишите на адрес : montessori-kz@mail.ru

Как определить «настоящий» Монтессори-центр при первом знакомстве

Дорогие родители!
Все чаще появляются Монтессори центры в Астане и по всему КЗ.
Мы этому очень рады, что наших единомышленников становится все больше!
Но огорчает, когда под вывеской Монтессори идет не соответствие стандартам самой системы.
Так как же отличить «настоящий» Монтессори-центр при первом знакомстве ?
В Монтессори-системе большое внимание уделяется обустройству подготовленной среды. Через среду происходит обучение и развитие детей.

Поэтому стоит обратить внимание на то, как организован сам класс и процесс обучения в нем.

1. Работа в классе Монтессори происходит не менее 3 часов в день.

2. Классы Монтессори с материалами соответствуют возрастам — или от 1 года до 3 лет или от 3 до 6 лет.
Это 2 отдельных класса. Класс условно поделен на зоны, по потребностям детей.

3. Комплект материалов в классе должен быть полный. Какие материалы в классе должны быть Вам подскажет только профессионал, обученный Монтессори-педагог.

4. В классе находятся разновозрастные дети, никаких групп по одному возрасту.

5. Монтессори-педагог должен  иметь сертификат или свидетельство об окончании полных курсов Монтессори не менее 150 часов, с правом работать с детьми.

6. Ну и конечно, класс Монтессори и все пространство чистое, светлое,  упорядоченное, сделано под детей, уютное, эстетичное.

Конечно, это не весь список соответствия стандартам Монтессори, но мы постарались взять основные пункты, которые можно  увидеть при первом взгляде и что точно должно быть в любом Монтессори-центре или детском саду!

О раннем развитии

Лейла:

У современных родителей сейчас много информации о методиках раннего развития, книг, программ, центров с различными подходами. Мне хотелось бы помочь родителям иметь ориентир в вопросах выбора систем воспитания, методик развития. Этим ориентиром могут служить слова Масару Ибука, президента всемирно известной японской фирмы «Сони», президента японской Ассоциации раннего развития детей, автор книги «После трех уже поздно».

«Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: „Нет“. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленным и добрым.
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно
одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и
агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно
и когда нужно, должен вырасти смышленным и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить
появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть
на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его
учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и
даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную
школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.»

Родитель: У Вас центр для детей от 1-6 лет, а как же потом, ведь нет школ Монтессори в Казахстане, не трудно ли детям потом оказаться совсем в другой реальности.

Лейла:
Понимаю, Вашу обеспокоенность по поводу школы. Действительно, к детям в Монтессори особенное отношение, все строится вокруг них, царит атмосфера принятия, бережного отношения , спонтанности и свободы. На данный момент, на законодательном уровне нет возможности выбора собственных программ обучения, возможно даже авторских. Мы можем следовать государственной программе, при этом вводить свои подходы – Монтессори, и все же будем в рамках, к примеру, тем и часов преподавания. Мы готовы открыть школу без классно-урочной системы обучения, но для этого в первую очередь, нужно подготовить не только Монтессори-педагогов, но и родителей к тому, что не будет привычных схем обучения. А также получить разрешение и наладить процесс экзаменации детей в конце года, чтобы по результатам среза знаний дети получали документ об окончании определенного класса. Почему в основном в мире больше Центров Монтессори для детей от 1 до 6 лет? Потому что мозг ребенка интенсивно развивается именно в этом возрасте, образовывается некий «фундамент» способностей, когда открыты так называемые «Окна возможностей», когда дети с легкостью и желанием познают и буквально как губка впитывают все, что их окружает. Если удалось максимально использовать эти «окна возможности» до 6 лет, то мы наблюдаем «смышленого» и любознательного ребенка, проявляющего свои, особенные, заложенные от природы способности, которые стоит заметить и развивать дальше. Поэтому, если ребенок посещал центр до 6 лет и он идет в традиционную школу, мы не переживаем, что ребенок справиться с новой реальностью, новыми вызовами, потому что он обладает такими важными качествами для школы, как адаптивность, гибкость и умение следовать новым правилам игры, умением учиться новому, самостоятельность в мышлении и поведении. Наши выпускники, старшим из которых 13-14 лет, радуют нас своими успехами! Мы стараемся встречаться ежегодно, чтобы быть в курсе их дальнейшего пути. Нам всегда интересно, в какую сторону развивается ребенок, как то, что он проявлял в детстве трансформируется в нем уже взрослом ребенке.

Родитель: Моему ребенку 2,5 года и он не разговаривает, я переживаю, поможет ли ему Монтессори?

Лейла:
Действительно, обеспокоенность по поводу того, что ребенок не говорит в 2-2,5 года должна быть.
Речь у детей развивается еще с утробы матери, когда ребенок слышит мамину речь, закладываются органы участвующие в речи ребенка. После рождения включается механизм, который называется абсорбирующий (впитывающий) разум, когда ребенок буквально впитывает как губка, речь, которую слышит вокруг себя. При этом не имеет значения на каком языке Вы общаетесь, ребенок может воспринять два, а то и три языка, которые он слышит в повседневной жизни от родных и близких ему людей. В год ребенок уже произносит первые слова. В 2-2,5 года появляется фразовая речь. Конечно, могут быть возрастные рамки этого чуть сдвинуты, но в целом большинство детей проходят через этапы развития речи в эти временные отрезки.
Самый важный принцип развития речи у детей – с детьми нужно говорить, общаться, без сокращений и сюсюканий, так, как Вы разговариваете в обычной жизни. Читать детские книги и всячески пытаться расширить словарный запас ребенка, за счет Живого Общения. Почему я обращаю внимание на этот момент, потому что когда приходят дети с задержкой речи, всегда спрашиваю – сколько времени занимает просмотр мультфильмов и игр в айпадах? Это пассивное восприятие речи, которое не имеет развивающего эффекта. Еще вопрос про то, что есть ли возможность у ребенка быть самостоятельным? Есть ли возможность у ребенка развивать мелкую моторику? Обязательно поинтересуюсь – как проходила беременность и роды, какие есть проблемы со стороны здоровья. Конечно, понаблюдаю за ребенком в классе Монтессори, чтобы исключить более серьезные отклонения в развитии. Все это поможет проанализировать и понять причину того, почему Ваш малыш не говорит и как ему помочь в развитии речи — этого важного элемента мышления и способа общения в человеческом обществе. Почему я поддерживаю Вас в том, что нужно обеспокоиться по этому поводу и начинать действовать? Потому что до 6 лет возможно многое откорректировать и исправить. Мозг ребенка находиться в развитии, его возможности большие. Главное – не упустить! На вопрос – поможет ли малышу Монтессори-класс, отвечу – конечно, поможет, если мы понимаем причину отсутствия речи и работаем совместно и комплексно, чтобы помочь ребенку «открыть» речь.

Родитель: Когда можно начинать развивать ребенка по Монтессори? С какого возраста?

Лейла:
Монтессори-система – это уникальная система, которая исходит и вращается вокруг самого Ребенка. Мария Монтессори, что называется «придумала» свою систему, исходя из наблюдений за ребенком. В наше время, современные аппараты, которые могут заглянуть в мозг человека и посмотреть как он развивается, полностью подтверждает ее разработки, основанные на методе научного наблюдения. Если мы знаем и понимаем ребенка, а именно – физиологию ребенка – особенности его тела, как оно растет, чем отличается тело ребенка от тела взрослого; мозг ребенка, каковы механизмы развития ребенка, через какие вехи в развитии он проходит, то значит будем знать и как его развивать. На вопрос отвечу так, что с момента рождения мы можем помочь ребенку развиваться. А пространство, организованное по системе Монтессори можно предоставить ребенку с рождения. На семинаре про домашнее Монтессори мы как раз рассказываем об этом, показываем опыт других мам и даем практические советы.

Родитель: Можно ли приходить в группу «Родительская школа Монтессори» не родителям , а няне или бабушке?

Лейла:
Да, конечно, с ребенком в группу «Родительская школа Монтессори» можно приходить не только маме, возможно с папой, бабушкой, няней – всеми теми, кто принимает самое непосредственное участие в воспитании малыша. Но я всем рекомендую, а в некоторых случаях — Настаиваю, что бы приходила Мама. Цель данной  группы– помочь родителям в вопросах, которые связаны с воспитанием, развитием, уходом за малышом. Родители могут получить навыки в наблюдении за своим ребенком, чтобы понимать что сейчас актуально для его развития, какие материалы или игрушки нужны ребенку в данный момент, консультируем по вопросам отлучения от груди, когда начать высаживать на горшок, как реагировать когда ребенок капризничает и т.д. И самое важное, в этой группе мы способствуем тому, чтобы та эмоциональная связь, которая есть у ребенка и мамы только крепла. Если мы знаем, что ребенок развивается от 0 до 3 лет за счет впитывающего разума, то можно предположить, что все те люди, которые находятся рядом с ним и будут являться частью личности ребенка. К примеру, словарный запас, речь формируется при общении с теми людьми, которые находятся рядом, как и способы эмоционального реагирования. Я очень переживаю, когда вижу, что ребенок попадает в руки малограмотной, малоэмоциональной няни, с плохой речью, низким интеллектом . Понимаю, что этот человек проводит рядом с ребенком целый день и весь ее «багаж» и будет частью той основы, с которой ребенок пойдет в жизнь. Отсюда вывод, необходимо подбирать тщательно няню и постараться не передавать ей все функции по уходу и развитию ребенка. Няня – это человек помогающий родителям, но точно не заменяющий в важных вопросах воспитания и развития малыша.

Родитель: Есть ли в Вашем центре камеры наблюдения за детьми?

Лейла:
Нет, камер в Центре нет и мы не планируем их устанавливать. Объясню почему.
Чтобы наблюдать за детьми, у нас предусмотрены такие мероприятия, как наблюдение родителями или посетителями работы детей в классе, в игровой, в столовой, на площадке, которые происходят по желанию родителей или в рамках месячника наблюдения.
Перед наблюдением мы договариваемся с наблюдателем о дате и времени прихода, даем памятку с правилами наблюдения.
Почему мы против камер наблюдения – потому что часто родители не видят контекста, всей картинки, саму ситуацию. Выхватывают определенные вещи, которые могут быть истолкованы совершенно неверно.
В Монтессори – наблюдение считается научным процессом . Сама Мария Монтессори посредством наблюдения сделала много открытий в области педагогики. Мы, педагоги, учимся наблюдению годами, так как смотреть зачастую не означает увидеть важные моменты, без собственной интерпретации, «как есть», правильно их проанализировать и выстроить стратегию работы согласно этого анализа.
Также в Центрах Монтессори используется окно Гезелла – специальное затонированное окно, когда не видно смотрящего человека. Такие окна можно использовать в случае, когда ребенок реагирует на наблюдателя.
В целом могу сказать, что когда есть возможность быть в реальном времени и в реальном месте, это самый лучший вариант наблюдения, всегда есть возможность после обсудить с педагогом какие-либо моменты, задать вопросы.
Камеры наблюдения не нужны тогда, когда есть доверие между родителями и Центром, поэтому мы идет не по пути технического оснащения, а по пути завоевания доверия у детей и родителей через нашу работу и Отношения к детям.

О раннем развитии

Лейла:

У современных родителей сейчас много информации о методиках раннего развития, книг, программ, центров с различными подходами. Мне хотелось бы помочь родителям иметь ориентир в вопросах выбора систем воспитания, методик развития. Этим ориентиром могут служить слова Масару Ибука, президента всемирно известной японской фирмы «Сони», президента японской Ассоциации раннего развития детей, автор книги «После трех уже поздно».

«Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: „Нет“. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленным и добрым.
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно
одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и
агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно
и когда нужно, должен вырасти смышленным и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить
появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть
на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его
учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и
даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную
школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.»



ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!
Позвоните нам